Геймификация простыми словами: что это

Дата публикации: 08-09-2023       148

Что такое геймификация? Gamification представляет собой инновационный подход, который помогает улучшить результаты и повысить мотивацию участников в разных сферах жизни. Ее применение трансформирует обычные задачи в увлекательные игровые сценарии.

Узнайте, как создать сайт с нуля

 

Понятие

Ключевая идея геймификации заключается в том, чтобы внедрить элементы игры – система достижений, рейтинги, бейджи, виртуальные вознаграждения и другие игровые механики в различные сферы деятельности: работу, образование, здоровье, фитнес, социальные сети, т.д.  

На заметку! Путем создания интерактивных сценариев, где задачи, достижения, рейтинги и вознаграждения становятся частью процесса, gamification стимулирует вовлеченность участников.

Геймификация активно используется в бизнесе для мотивации сотрудников, улучшения командной работы, повышения продуктивности и качества работы. Она также находит применение в образовательном процессе, помогая студентам более эффективно усваивать материалы, стимулируя их активное участие.

Кроме того, gamification проникает в повседневную жизнь людей через мобильные приложения, социальные сети, онлайн-платформы. Она создает дополнительный стимул для реализации задач, достижения целей, развития навыков и общения с другими участниками. Однако необходимо уметь анализировать потребности целевой аудитории, чтобы создать релевантные задания, а также механики игры.


 

Отличие от игрового метода

Основное отличие геймификации от игрового метода заключается в том, что первая не является полноценной игрой. Вместо этого она использует определенные игровые элементы – достижения, лидерские таблицы, бейджи и ранги, для создания мотивации, стимулирования активности пользователей. Это повышает уровень вовлеченности и мотивации, а также улучшает результаты и достижения в различных сферах.

Геймификация применяется практически во всех областях, где нужно стимулировать интерес или добровольное участие. В бизнесе она улучшает результаты продаж, увеличивает клиентскую лояльность и повышает уровень сотрудничества внутри команды. В образовании gamification делает учебный процесс более интересным, а также привлекает и сохраняет внимание учащихся. Даже в повседневных задачах (например, забота о здоровье или физическая активность) геймификация используется для повышения мотивации и достижения поставленных целей.

Однако важно понимать, что геймификация не универсальное решение для всех задач. Ее результативность зависит от правильного подхода и адаптации к конкретным условиям. Необходимо учитывать потребности пользователей, а также использовать игровые элементы, которые будут эффективными в конкретной ситуации.

На заметку! Gamification – это инструмент, который помогает в повышении мотивации, улучшении результатов, достижении поставленных целей. Она отличается от игрового метода тем, что использует игровые элементы, но не ограничивается полноценной игрой.

Геймификация имеет широкий потенциал применения и полезна в различных сферах. Она помогает сделать рутинные задачи более интересными, мотивирует участие, стимулирует достижения.
 

Принципы

Первый принцип геймификации – мотивация. Возможность «играть», достижения и прогресс для многих являются мощными инструментами мотивации. Данный подход позволяет ощутить свою значимость и почувствовать, что действия даже одного человека имеют весомые результаты. Это стимулирует погрузиться в процесс, а также приложить свои усилия в общую цель.

Второй принцип – статус. Gamification позволяет участникам получать и расширять свой статус, измеряемый, например, количеством очков или уровней. Таким образом руководители могут создать здоровую соревновательную атмосферу, где игроки стремятся достичь высоких позиций или получить признание. Одновременно участники видят, как их статус развивается, что подталкивает их к дальнейшим достижениям.

Третий принцип – вознаграждение. Геймификация предоставляет участникам мгновенные и структурированные вознаграждения за их усилия. Система бонусов, достижений или наград стимулирует игроков и укрепляет их мотивацию. Участники получают удовлетворение от немедленного признания своих достижений, что мотивирует их не только продолжать играть, но также стремиться к постоянному результату.


 

Виды

Существует три вида геймификации: внутренняя, внешняя и меняющая поведение. Каждый из них имеет собственные особенности и преимущества, но их главная цель остается неизменной – вдохновить людей для достижения результатов.

Вид

Описание

Внутренняя

 

Подход, основанный на внутренней мотивации человека. В этом случае игровые элементы используются для повышения самодисциплины, а также развития личных качеств. Примерами могут служить приложения для здоровья и фитнеса, которые предлагают награды за достижение определенных целей.

Внешняя

 

Метод, основанный на внешней мотивации и поощрении. Здесь игровые элементы используются для стимулирования конкуренции, достижения лучших результатов, получения призов или похвалы. Примером такой геймификации может служить использование бонусных программ и лояльности, где игроки получают баллы, скидки или другие привилегии за свою активность, а также покупки.

Меняющая поведение

 

Подход, который направлен на изменение определенных привычек, поведения или принятие новых решений. Здесь игровые элементы используются для создания среды, которая мотивирует людей к желаемым действиям и изменениям. Примером этого может послужить использование игр или приложений для обучения, которые помогают развивать новые навыки и качества.

 

Как работает в бизнесе

Пример использования геймификации в бизнесе можно увидеть в компании XYZ, производителе технического оборудования. Компания внедрила данную программу на своем производственном предприятии с целью повышения производительности, мотивации персонала.

Главной целью геймификационной программы было создание здоровой конкуренции между сотрудниками, улучшение командной работы, повышение качества продукции. Был разработан виртуальный тренировочный курс, который включал серию задач и испытаний, то есть, на практике повторял реальную рабочую среду. Сотрудники были разделены на команды и могли соревноваться между собой.

Каждому участнику были назначены персональные цели, достижение которых приводило к наградам в виде виртуальных очков. Благодаря геймификационной программе сотрудники получали поощрения за повышение производительности и качества работы, а также за инициативность и креативность в развитии новых идей.

Результаты геймификации в бизнес-процессах компании XYZ были поразительны. Сотрудники проявили больший энтузиазм, чувство соперничества и дружеской поддержки внутри команды. Они стали более продуктивными, поскольку соревнование между коллегами стимулировало каждого стремиться к лучшим результатам.

Кроме того, внедрение gamification позволило компании укрепить свою позицию на рынке, а также повысить уровень удовлетворенности клиентов. Бонусы за достижения клиенты могли использовать в качестве скидок на приобретение продукции XYZ, что стало дополнительным стимулом для заказчиков.


 

Как работает в маркетинге

Одним из примеров использования геймификации в маркетинге является кампания компании Starbucks. Они внедрили программу лояльности с названием «My Starbucks Rewards». Каждый раз, когда клиент делает покупку в кафе, он получает определенное количество звезд, которые накапливаются на его аккаунте. Затем клиент может использовать эти звезды для получения скидок, бесплатных напитков или других преимуществ.

На заметку! Такая система стимулирует клиентов посещать Starbucks чаще, а также позволяет компании собирать информацию о предпочтениях своей аудитории.

Другой пример gamification в маркетинге представляет собой использование призовых розыгрышей или конкурсов на социальных платформах. Бренды создают специальные задания или игры, в которых участвующие могут выиграть призы или получить скидки на товары или услуги. Это привлекает внимание, а также активизирует аудиторию, увеличивая ее вовлеченность и распространение информации о бренде через социальные сети.
 

Как работает в менеджменте

Одним из ярких примеров геймификации в менеджменте является компания Toyota, внедрившая программу «Toyota Kata», направленную на развитие навыков руководителей и повышение эффективности команды. Сотрудники получают задания, которые нужно выполнить в рамках определенного времени, а затем анализируют свои результаты и обсуждают их вместе с коллегами или руководителями. Такой подход стимулирует проактивность и саморазвитие сотрудников, а также способствует повышению общей эффективности работы команды.

Главная идея геймификации в менеджменте – превратить рутинную работу в увлекательное, интересное занятие. Ведь игры всегда ассоциируются с весельем, соревнованиями, возможностью получить награды. Внедрение подобных элементов в рабочую среду способно повысить уровень мотивации и продуктивности сотрудников.
 

Как работает в образовании

Пример использования геймификации в образовании – создание виртуальной классной комнаты, в которой студенты могут активно взаимодействовать с учебным материалом. Например, в виде онлайн-платформы или приложения, которые предлагают различные игровые задания и вызовы, связанные с учебной программой. Каждая выполненная задача или достижение студентом приносит определенное количество очков, что стимулирует их к дальнейшей работе и достижению лучших результатов.

Такой подход активно вовлекает студентов в процесс обучения, делая его интересным и привлекательным. Ученики ощущают себя участниками игры, где им предстоит преодолевать преграды, решать сложные задачи, добиваться новых уровней. Вместо традиционных лекций и учебников, студенты получают возможность самостоятельно исследовать ту или иную область.

Геймификация также способствует развитию коллективной работы и командного взаимодействия. В некоторых играх необходимо сотрудничать с другими участниками, решать головоломки и задачи вместе, обмениваться знаниями. Это помогает развить навыки коммуникации, лидерства и сотрудничества, которые важны в реальной жизни и будущей карьере.


 

Как работает в здравоохранении

Одним из примеров использования геймификации в здравоохранении является разработка мобильных приложений, которые предлагают пациентам награды за выполнение заданных медицинских рекомендаций. Например, приложение может давать пациенту очки или виртуальные награды за регулярное выполнение физических упражнений или прием необходимых лекарств. Затем награды могут обмениваться на конкретные бонусы или скидки в магазинах или аптеках.

На заметку! Кроме того, gamification может использоваться в здравоохранении для обучения медицинского персонала или студентов медицинских университетов.

 

Как запустить геймификацию

Чтобы запустить процесс геймификации, необходимо следовать правилу шести D + определенному алгоритму:

  1. Определение. Четко определите цели, которые хотите достичь с помощью геймификации. Будьте уверены, что они конкретны, измеримы и достижимы.
  2. Дизайн. Разработайте игровую механику. Определите правила, награды, уровни сложности, прогрессию.
  3. Достижение. Создайте систему достижений и бейджей, которая будет поощрять участников за реализацию задач или достижение целей. Бейджи могут быть виртуальными или физическими.
  4. Детализация. Разбейте цели на более мелкие подзадачи, уровни сложности. Это поможет участникам лучше ориентироваться в процессе, а также даст им ощущение постоянного движения вперед.
  5. Стремление. Сделайте процесс достижения целей интересным, вызывающим эмоции. Используйте факторы времени, соревнования, коллаборации или взаимодействия, чтобы участники ощущали себя частью игрового сообщества.
  6. Динамика. Анализируйте и корректируйте процесс геймификации. Следите за реакцией участников, используйте их отзывы и данные, чтобы сделать геймификацию более привлекательной.
     

Помните, что главное – это создание интересной, мотивирующей игровой среды.


 

Преимущества

Одним из неоспоримых преимуществ геймификации является возможность создания сильной мотивации у участников. Игровые элементы стимулируют людей к достижению поставленных задач, а также дальнейшему развитию. Кроме того, она улучшает вовлеченность. Благодаря приятным стимулам участники становятся более заинтересованными и активно участвуют. Они чувствуют себя частью чего-то большего и переживают положительные эмоции.

Также gamification способна повысить эффективность обучения и поведенческого влияния (воспитания, например, в ДОУ или школе). Здесь участники получают обратную связь или награды, что стимулирует их к изучению новой информации и приобретению навыков. Более того, геймификация помогает усвоить сложные понятия, представляя их в игровой форме с использованием визуальных или звуковых эффектов.

Наконец, геймификация дает возможность расширить аудиторию, а также привлечь новых пользователей. Игровые элементы превращают даже самые скучные/монотонные задачи в увлекательное занятие. Благодаря этому она привлекает и удерживает внимания пользователей, что в свою очередь участвует число активных пользователей и развивает бизнес.
 

Недостатки

Некоторые из недостатков геймификации включают:

  1. Ограниченность: применяется только в некоторых областях или ситуациях.
  2. Низкая эффективность: не работает для всех людей.
  3. Отвлекающий эффект: геймификация может отвлекать участников от более важных задач или целей.
  4. Риск игровой зависимости: может привести к игровой зависимости у некоторых участников.
  5. Затраты: разработка, внедрение игрофикации – это дорогой процесс.

Некоторые участники могут отрицательно воспринимать геймификацию, считая ее несерьезным или детским занятием.
 

Заключение

Геймификация – это стратегия использования игровых элементов и механик вне игровой среды для достижения определенных целей. Она позволяет превратить обыденные задачи и процессы в увлекательные игровые подходы, мотивируя участников, а также стимулируя их активность.

Рассказать друзьям:

Cделайте первый шаг

Выберите готовый шаблон из более 1800+ бесплатных и премиум вариантов.

ШАБЛОНЫ САЙТОВ